"Музыка Клиффорда Брауна – это нечто большее, чем просто обожание, и нам остается лишь молча склонить перед ней голову" – Харуки Мураками, "Джазовые портреты".
Один из основоположников хард-бопа, трубач-виртуоз Клиффорд Браун родился 30 октября 1930 года в городе Вилмингтоне, штат Дэлавер.
Клиффорд начал осваивать трубу в 10 лет, благодаря отцу, любителю-музыканту. В школе он изучал теорию музыки, игру на трубе, фортепиано, вибрафоне, контрабасе, брал частные уроки и играл в джазовых группах. Он был настолько одарён от природы, что через некоторое время уже выступал в Филадельфии вместе с Кенни Дорэмом, Джеем Джеем Джонсоном и Фэтсом Наварро. После окончания школы Клиффорд начал учиться в «Maryland State College», играл в местном «Maryland State Band» и писал для него аранжировки.
В июне 1950 года, возвращаясь домой после концерта, Клиффорд попал в тяжёлую автокатастрофу, в результате которой целый год провёл на больничной койке. На память ему остался привычный вывих плечевого сустава, мешавший полноценно играть на фортепиано. Так что Браун вернулся на джазовую сцену в качестве трубача.
В 1952-53 годах Клиффорд выступал в турне с ритм-энд-блюз-бэндом Криса Пауэлла «Blue Flames», (с ними же он записал свои первые две пластинки, затем работал с Теддом Дамероном, Лайнелом Хэмптоном, Лу Дональдсоном, Артом Блейки. Он много и настойчиво работал, постоянно совершенствовался и в свои 23 года виртуозно владел трубой и обладал своим ярким, индивидуальным стилем. Он использовал блестящие высокие ноты, высокий ритм и щедрое включение форшлагов и разнообразных переходов, которые играл с редким изяществом и легкостью. Браун был особенно известен его мелодическими импровизациями качества, которые часто продолжались очень долго. Нередко он использовал субтоновые эффекты (взятие звука с придыханием, усиливающим впечатление его естественности, сходства с человеческим голосом) – по аналогии с деревянными духовыми. Вначале Браун специализировался в основном на игре в среднем регистре и непрерывном ритмическом движении восьмых длительностей, позднее достиг большего разнообразия мелодического рельефа и ритмики.
В ноябре 1953 года Клиффорд с Максом Роучем основали свой знаменитый квинтет, в котором Браун играл до конца своей жизни, записав с ним не менее 20 пластинок. В составе в разное время были Гарольд Лэнд, Ричи Пауэлл, Джордж Moppoy, Сани Ститт и Сани Роллинс. В их руках бибоп достиг пика изобретательности – они показывали чудеса импровизационного и экспериментаторского мастерства.
А ещё Браун был оригинальным и запоминающимся композитором. Сочинённые им темы – «Sandu», «Daahoud», «Joy Spring», «Tiny Capers», ставшие джазовыми стандартами, – наполнены лёгкостью, красотой, радостью жизни – всем тем, что олицетворяет сам музыкант. Это был светлый и добрый человек, предпочитавший здоровый образ жизни, что было редкостью в джазовом мире (Клиффорд не принимал наркотиков и не злоупотреблял алкоголем).
Ранним утром 26 июня 1956 года Клиффорд Браун, пианист Ричи Пауэлл и его жена Нэнси направлялись из Филадельфии на концерт в Чикаго. За рулём была Нэнси, у которой был совсем небольшой опыт вождения. На мокром участке магистрали машину занесло, и она упала с насыпи высотой 5,5 метров. В аварии погибли все трое… Смерть этих музыкантов в самом расцвете их сил – одна из величайших трагедий в истории джаза. Кто знает, каких бы новых вершин достиг Браун в своём творчестве, если было бы ему отпущено побольше лет жизни… Наверняка, он открыл бы новые приёмы исполнения или стал бы основоположником нового джазового стиля.
Его карьера была недолгой, но за эти несколько лет музыкальный мир узнал и запомнил его как блестящего солиста-импровизатора с богатой фантазией, прекрасным чувством свинга и виртуозной исполнительской техникой. Тёплое бархатистое звучание его трубы отражало все возможности инструмента. Уникальная четкость каждой ноты, даже при самых быстрых темпах игры, усиливала впечатление от мастерства исполнения. Сильно развитое чувство гармонии позволяло ему создавать смелые фразы посредством аккордов, воплощавших линейные «алгебраические» составляющие гармонии бибопа. В дополнение к тому что Браун был мастером быстрого жанра, он превосходно выражал себя и в глубоких балладах. Он разработал врожденное чувство соло, богатый тон и виртуозную технику во всех диапазонах трубы.
"Играя уверенно, свободно и к тому же с энергией, которой так восхищались его коллеги, Клиффорд Браун демонстрирует блестящую творческую фантазию, присущую лишь самым крупным музыкантам джаза" – Дж.Л. Коллиер.
Ландыш Рифовна.Ⓒ
#JazzCalendar #CliffordBrown #JazzTrumpet #HardBop #ЛандышАхметгараева #30OctoberJazz